от зари до зари. 19 июня 2020 — 10 августа 2020

андрей Андреев

Пандемия коронавируса, обрушившаяся на нас в начале года — кризисный момент для всего мира. Он ознаменовал приход радикально Другого — вируса, который не делает различий между полом, расой, национальностью или возрастом, что, с одной стороны, уравнивает все человечество как один вид, с другой — разделяет нас на тех, кто справляется лучше
или хуже, у кого есть резистентность или нет, кто может себе позволить качественное лечение и тех, у кого нет базовой социальной защищенности.

Но та или иная степень инфицированности есть у каждого из нас: COVID-19 из реального штамма вируса превратился еще и в вирус информационный, поражающий СМИ и интернет, а также простых людей и политиков пространной конспирологией, тягой к подтасовке фактов и чехарде конвульсивных социально-политических, порой абсурдных, решений.

Политик, борющийся с вирусом, превращается в мем. Собянин, озираясь на Путина, то вводит и ужесточает, то снимает карантинные ограничения для москвичей тогда, когда заболеваемость и смертность еще очень высоки. Если Трамп в начале своего президентского срока сам себя ассоциировал с Smug Frog Pepe (мемом «самодовольная лягушка Пепе»), то сегодня, со своими нелепыми твитами, проигравший борьбу с пандемией, в условиях жесточайшего социально-политического раскола, он похож скорее на Sad Frog («лягушку грустную»). Многие европейские политики, гордые за сформированное чувство ответственности у своих граждан, теперь говорят о недостаточности карантинных мер. При этом, страшно представить, что будет дальше.

Обычные люди, сжигающие вышки 5g и распространяющие так называемые «фейки» о создании COVID-19 в атлантических военных лабораториях, а также философы, от Агамбена до Жижека, высокопарно рассуждающие о панике, «голой жизни» и дискриминации — не важно — все находятся в состоянии тотальной тревоги и неуверенности и вместе составляют образ государственного Левиафана, беспомощного сегодня перед лицом этого самого Другого.

Андрей Андреев создает имперсональный образ Ковида, который является собирательным образом человечества эпохи коронавирусной пандемии. Этот образ сочетает в себе признаки обоих полов, а зеленый цвет их кожи напоминает юникод-эмоджи вируса и того самого альтрайтовского лягушонка Пепе. Ковиды в пустом пространстве белого листа делают то же самое, что и герои вечерних новостей: дают интервью, маршируют, поражают, прививаются, снимают ограничения. Только Андреев, в отличие от манипулирующего камерой пропагандиста, благодаря бахтианскому карнавальному переворачиванию ловко делает их смешными и даже нелепыми, напоминая, что легкая прививка иронией позволит нам трезвее относиться к серьезности политической пропаганды.

Но в то же самое время мы должны помнить, что за всем этим стоят реальные истории реальных людей. Лицо и тело Ковида нарисованы с натуры — для них позировала девушка Вера, показанная на видео. По приезду из Тайланда она, без малейшего обсуждения, была сдана Роспотребнадзору собственными соседями по коммунальной квартире. Ее поместили на более чем две недели в «инкубатор» для приехавших из-за границы — пансионат «Заря» под Санкт-Петербургом. Страх и тревога, абсолютная неуверенность в завтрашнем дне — то, что сегодня, «от зари до зари» испытывает каждый из нас: как Вере не говорили о результатах тестов и о том, когда ее выпустят, так и мы не знаем ни реального положения дел в медицине, ни реальной статистики, ни когда это все закончится.

В любом случае, вирус — это то, что может привиться, или против чего можно найти вакцину. По крайней мере, прививка благоразумия для создания иммунитета против лжи и лицемерия политиканов нам точно не помешает.

Анастасия Хаустова