Не за нами, но в нас, вокруг нас. 14 июл 2022 — 5 сен 2022

Илья сологуб

Новая выставка в Antonov Gallery — размышление на тему вневременности насилия и его разрушительных последствий.

Илья Сологуб в своих фотографиях фиксирует скульптуры, созданные художником Андреем Антоновым*, на фоне пепелища, оставшегося от его мастерской** в Екатеринбурге.
Созданные когда-то в этой мастерской скульптуры поверженных воинов, скорбящих женщин, отчаявшихся мужчин возвращаются в свой разрушенный дом. Сила эмоционального надрыва, которую Андрей Антонов — настоящий пацифист, тонко чувствующий человеческие боль и страдание — вложил в эти скульптуры, преломляются в актуальном историческом и политическом контексте особым, инфернальным калейдоскопом. Действительно ли мы можем найти непротиворечивое и последовательное оправдание насилию ради насилия, разрушению ради разрушения, войне ради войны?

*Андрей Антонов
1944-2011
Художник.
Основные медиа: скульптура, графика, живопись.

Заслуженный художник России, член Союза художников СССР и России.

Образование
1968-1973 Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строга- новское)
1959-1964 Свердловское художественное училище им. Шадра
2011 Создание фонда имени Андрея Антонова
2013 Открытие Галереи Антонов, Екатеринбург
2019 Открытие Галереи Антонов, Санкт-Петербург

**Еще в 2017 году местный суд постановил освободить уникальные, специально оборудованные скульптурные мастерские, в которых в течение почти сорока лет работали лучшие свердловские художники-скульпторы, авторы многих монументальных работ, украшавших улицы города. Причиной стала неуплата внезапно образовавшегося арендного долга, вы- ставленного администрацией после сомнительной земельной реформы. Здание, которое могло стать общественным достоянием, мемориальным и художественным музеем, живым центром культурного производства, просто изъяли в угоду властных аппетитов или простого невежества. В 2021 году покинутые, опустевшие, «не доставшиеся никому» мастерские были (то ли в силу случайности, то ли из-за поджога) уничтожены окончательно.

10 июня 2021 года в Екатеринбурге, после своего почти сорокалетнего живого и активного существования, сгорело здание художественных мастерских, в котором в свое время работали известные свердловские скульпторы — Андрей Антонов, Владимир Егоров, Людмила Кружалова, Ольга Мудрова, Андрей Онуфриев, Лев Пузаков, Валентина Соколова, Петр Сажин, Андрей Чернышов. Мастерские, по сути, были культурным достоянием города, пере- данным ему в дар Союзом художников в 90-е, а по букве — принадлежали городской администрации, которая после местной земельной реформы в 2017 году выставила художникам миллионный счет долга за аренду земли и помещений. После дурацких бюрократических и судебных проволочек авторы монументов и скульптурных групп были вынуждены мастерские — уникальные, высокие, оснащенные специальным оборудованием, идеально подходящие для монументальной работы — покинуть. Не отстояли, не отвоевали, отдали. Хотя можно было и побороться, добиться статуса общественного достояния, превратить мастерские в неповторимый местный музей или мемориальный комплекс. Но побороться с кем? С глухой бюрократической машиной, лишенной органа чувства прекрасного? Воззвать к закону, который в нашем случае часто покрывает банальный рэкет и отжим территории? Каждый раз мы выбраем между Жижеком, Глюксманом... и Христом.

10 июня 2021 года, ровно за месяц до десятилетней годовщины со дня смерти Андрея Антонова — настоящего пацифиста, тонко чувствующего человеческие боль и страдание — мастерские, заброшенные, опустевшие и никому не нужные, горят. То ли поджог, то ли хулиганство, то ли случай, но очаг находился именно в мастерской Антонова. Он был, пожалуй, самым продуктивным скульптором из всех. Также как и при жизни Андрея Антонова, уже после его смерти мастерская часто принимала друзей и превратилась в настоящий самоорганизованный мемориальный музей, заставленный книгами, графическими и живописными работа- ми, эскизами, моделями и огромным количеством скульптур. Илья Сологуб возвращается на место мастерских и делает фотографии работ Антонова на пепелище — фотографии, которые сегодня, через индивидуальную историю, преломляются в настоящей жизни целой страны особым, инфернальным калейдоскопом. От места, которое являлось центром культурно- го притяжения всего города, которое и дальше могло жить, дышать, остались руины.

Фигуры бронзовых поверженных воинов, матери и ребенка, шамотного страдальца сливаются с фоном страшного, прорастающего травой пепелища. Можно представить их немного сдержанную эмоциональность в рамках белого куба, который всегда смещает фокус внимания зрителя к формальным ухищрениям материала — бликам поверхности, ее преломлениям, работе цвета металла или камня. Оказавшись в условиях контекста, скульптуры Антонова вдруг ожили: их эмоциональный надрыв усилился, смешался с цветом и текстурой кирпича и бетона, черного погорелого дерева и даже прорывающихся между ними свежих листочков зелени — вестников покинутых человеческих руин. Но ведь и контекст, будучи индивидуальным, отсылает к общему, сгущает краски переживаний: «Человек борется, защищается во все времена, в разных странах» — говорит Илья Сологуб. Матери теряют и оплакивают своих детей, отцы отправляют их на войну, оставленную несменяемым государством как наследство. По ком плачут и страдают эти фигуры?
Сегодня мастерские так и продолжают стоять в своем нетронутом руинизированном благородстве. Никто не знает, что их ждет, подлежат ли они восстановлению или сносу. Решают уже не те, кто жил и работал в них на протяжении почти сорока лет.