Вне игры. 19 марта 2020 — 19 мая 2020

Сергей Карев

Ни для кого не секрет, что футбол не заканчивается игрой на поле. Это целая индустрия, в которую вовлечено огромное количество людей и средств производства - от спортивной формы, технического обслуживания матчей, прямых трансляций и прессы до мерча на майке юного дворового футболиста.

Футбол стал средством консолидации и противостояния на экономической, политической и социальной аренах. Топос "Вне Игры" самоиронично вынесен в название выставки Сергеем Каревым, идентифицирующим себя как художник и скульптор. Младший участник выставки Павел Безъязычный называет себя футболистом.

Сергей "играет" с мячом - главным футбольным тотемом, вокруг которого вертится вся индустрия. Художник разворачивает сферу мяча, обнаруживая пустоту внутри, и пересобирает многоугольники покрышки в объекты, напоминающие предметы культа. Шероховатая поверхность мяча утрачивает вместе с физическими следами игры и земное притяжение. Сергей продолжает традицию Джеффа Кунса, который упивается нигилистическим товарным фетишизмом и медийной славой, и как преемник ауратического произведения искусства, производит перераспределение ауры как фальшивых чар. Отсутствие помехи, трения, сопротивления материала, из которого сделаны объекты, перемещает их в иное измерение глянцевых фетишизированных предметов то ли роскоши, то ли религиозного поклонения. Но не будем забывать, что Кунс - самый дорогой художник, а футбол - самая популярная игра.

Для младшего участника выставки, Павла, футбол стал способом чувствовать причастность к огромному сообществу. Еще не имея отстраненной рефлексивной позиции старшего художника, Павел создает, тем не менее, сходные по логике работы. В художественной галерее майки с номерами и именами любимой команды, но без самих игроков, предстают в качестве тех же самых объектов, придающих добавочную стоимость игре, — средств циркуляции капитала. Искренняя любовь к футболу, как и переживания тех, кто находятся на поле, скрыты от нас за эстетическими формами.

Работы юного болельщика, помещенные в пространство галереи, непроницаемы для нас и имеют лишь эстетическую ценность, тогда как для него самого они наделены особым смыслом. Так, на одном из рисунков схема расположения футболистов, дополненная радугами-цветами у каждого игрока, переобозначается Павлом в открытку маме. Ребенок уже отлично усвоил не только правила игры с мячом, но и с символами-фетишами.

Вне Игры?