В своем кураторском проекте я сосредоточена на грани между влиянием воли автора и случайностью, стараюсь определить степень возможного контроля при создании произведения искусства.
Когда разбираешь слово «искусство», «искусный» неизбежно приходишь к определениям «рукотворный», «не природный», «созданный специально». В древних культурах тем «лучше» было искусство, чем больше контроля в нем присутствовало. В классической эстетике и высоком искусстве фактор случайного всегда воспринимался как нежелательный, как ведущий к дисгармонии, хаосу, неопределенности, беспорядку. Искусство всегда стремилось избавиться от случайности в пользу упорядочен- ного, сбалансированного. Но существует ли искусство там, где нарочно отпускают контроль?
Этим проектом я предлагаю рассмотреть работу двух художниц за границами авторства и увидеть как, и в каких ситуациях, они доверяют обстоятельствам при создании своих произведений. Я предлагаю зрителю найти различия и провести параллели в авторских подходах к творческому процессу, и, тем самым, попытаться приблизиться к пониманию того, как соотносятся в искусстве воля автора и то, что ему неподконтрольно.”
Автор делит авторство со случаем. Евгения использует первичную фотографическую практику, фото- грамму – способ получения отпечатка в единственном экземпляре на светочувствительной бумаге без использования линз. Управляя светом и процессом окрашивания, художница оставляет волю случаю, используя нестабильные химические реакции, не соответствующие протоколу проявки.
Ее "автор" здесь представлен в роли одного из механических элементов процесса создания. Евгения рассматривает фотографию именно как материал, чтобы начать диалог, а не как отдельный медиум.
Но именно медиум, в котором работает Ксения Векшина, раскрывает этот же феномен с другой стороны. Технологически работа со стеклом должна быть очень выверена: химикаты, качество стекла, температура и время обжига – все имеет принципиальное значение и контролируется мастером. Автор, с одной стороны, контролирующий и знающий, с другой, ждущий неизвестного результата – один и тот же человек. Ксения работает со стеклом выверено, медленно и медитативно, воспринимая неизвестность результата как определенную философию своего творчества неотделимо от процесса, не сопротивляясь ей, но и не потворствуя во всем только лишь случаю.
Произведения Ксении, изначально абстрактные по сути своего создания, напоминают нам явления природы: лед, небо, воду. Они вступают в диалог с фотограммами Евгении, созданными из силуэтов реальных предметов или явлений, но ставшими ещё более абстрактными, чем беспредметность стеклянных объектов.
Трансформация образов из конкретных в абстрактные и наоборот происходит без воли на то автора – за границами его влияния, это не продукт его интеллектуального выбора.
Одновременно с этим, оба художника изначально намеренно отказались от символики и любого нарратива в своих произведениях. Так, выбор самого медиума или материала для работы и есть основной авторский выбор в создании произведений, после которого вступает второй участник процесса – случайность, фиксирующая в артефактах сиюминутное торжество мгновения.